Согласно российскому законодательству, гражданин имеет право вернуть деньги за тур, приобретенный билет или купленную путевку. Давайте разберемся с понятиями и этапами возврата.
Согласно российскому законодательству, гражданин имеет право вернуть деньги за тур, приобретенный билет или купленную путевку. Давайте разберемся с понятиями и этапами возврата.
Все, что касается отказа от запланированной поездки и возврата затраченных финансов за неслучившийся отдых, прописано в трех законодательных нормах:
Пункт первый статьи 782 Гражданского Кодекса России;
Статья 32 Закона «О защите прав потребителей»;
Статья 10 Федерального Закона № 132 «Об основах туристической деятельности в РФ».
Если вы решили заниматься вопросом возврата денег за путевку самостоятельно, для начала изучите эти документы. Именно на них вы будете ссылаться при общении с туристическим агентством.
Давайте еще раз. Любой человек, отдавший турагентству деньги за какую-либо поездку, имеет по закону право абсолютно когда угодно отказаться от тура и потребовать вернуть ему деньги обратно. НО для реализации потребуются основания.
Отказаться можно по трем причинам:
Вы просто передумали, оснований для отказа нет, просто не захотели, это добровольный отказ.
Вы хотели бы поехать, и ваш отказ вынужденный, у вас есть доказательство этого.
Турфирма не способна обеспечить вам отдых.
Что касается отказа по собственному, здесь вам в помощь договор на оказание услуг, который вы подписали при приобретении путевки. Там прописаны штрафные санкции за отказ без наличия уважительной причины. Обычно она такова:
За неделю и менее – ничего не возвращается.
За две недели и менее – половина.
За три недели и менее – вернут 75%.
За месяц и менее – вернут 90% стоимости.
Все, что касается этого вопроса, можно найти в статье 10 Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в России». Расторгнуть договор с туристической фирмой (она, кстати, с вами тоже может его расторгнуть) можно, если изменились обстоятельства, действовавшие на момент заключения договора. Это:
Условия отдыха, прописанные в договоре, были значительно ухудшены.
Сроки поездки изменились, и новые вам не подходят.
Транспортные тарифы существенно выросли, и это не было предусмотрено.
Турист не может совершить путешествие по причинам, никак от него не зависящим.
Эти самые «изменения обстоятельств» надо будет подтвердить и приложить к претензии, направленной в турагентство.
С первыми тремя пунктами вроде понятно. Что касается последнего пункта, это:
Болезнь (любая, в том числе, коронавирус). Потребуется справка от врача любой специальности (хоть от гинеколога, хоть от отоларинголога) или эпикриз-выписка из больницы, если вы были госпитализированы.
Суд (получение повестки или извещения). К претензии надо будет приложить копию, в обязательном порядке заверенную канцелярией суда (того самого, который выдал извещение или повестку).
Виза (вам отказали в выдаче). Посольство выдает письменный ответ, вы делаете с него копию и заверяете ее. Прикладываете также копию загранпаспорта – это будет дополнительным доказательством, что визы нет.
В претензии важно грамотно составить не только мотивировочную часть, но и описательную, а также требовательную. За ее составлением можно обратиться к юристу, который знаком с процедурой возврата денежных средств и знает о возможных подводных камнях. Это минимизирует возможность отказа.
На рассмотрение претензии отводится 10 дней – не рабочих, а календарных. Если спустя 10 дней, что называется, ни ответа, ни привета, тогда бегом к юристу – составлять иск в суд.
Обычно турагентства настаивают на том, чтобы клиент дождался открытия границ (следующего сезона, следующего года) и перенес отпуск на другое время. Но не все согласны ждать. Многие хотят просто получить обратно свои деньги.
Напишите заявление с просьбой расторгнуть договор и вернуть уплаченную сумму, отправьте на юрадрес оператора либо через агентство. Ссылайтесь на статью 14 все того же ФЗ «Об основах туристской деятельности». Если поездка еще не состоялась, можно требовать 100 процентов суммы. Если она уже идет, но вас вернули в страну, можно потребовать сумму, пропорциональную уже оказанным услугам.
Если туроператор отказывается вернуть деньги, вы уже соблюли претензионный порядок и можете требовать – правда, уже через суд – еще и штрафные санкции и неустойку, а также компенсацию морального вреда.
Специалисты советуют все же взыскивать деньги, а не переносить отпуск на следующий год. Дело в том, что ситуация нестабильна, и за этот год компания может разориться, объявить себя банкротом, быть ликвидированной, и тогда деньги получить будет гораздо сложнее, если вообще возможно. Не говоря уже о том, что отдых вы так и не получите.
Исковое заявление в суд, как и претензию оператору, лучше писать юристу, знакомому с тонкостями законодательства.